"...В христианстве, в самом центре и сердце новой религии, появилась фигура Христа. Впервые (как многие думают, и, очевидно, это так) слово "любовь" связалось со словом "Бог". Бог христианства - это Бог любви. И это единственная надежда, допустимая для ищущей человеческой души, которая встала на путь воссоединения с собой.
С самого начала человеческого умозрения, то есть с появления философии, считалось, что она родилась под знаком Эроса, бога любви. Эрос был верховным символом философствования. На первый взгляд, - очень странно. Разве философия занимается любовью как предметом рассуждения? Из чего состоит этот символ? Почему слово "эрос" или фигура Эроса, бога любви, стала символом духовной работы - символом мышления? Но с начала я поясню состав этого символа. Любовь для древних была просто выражением человеческого стремления, человеческой страсти, направленной на то, что когда-то было единым. Действительное содержание любовного чувства состоит в стремлении к соединению или воссоединению. Скажем, Платон считает, что первоначальный человек представлял собой некоторое целое, андрогинное целое. Цельный человек или идея человека - это андрогин, двуполое существо. И оно распалось на две половины, каждая из которых - особый пол. Поэтому любовь, или Эрос, и правит человеческими страстями - ведь они в действительности, что бы самому человеку ни казалось, есть стремление к воссоединению того, что когда-то было единым. Скажем, мужчина не просто любит женщину, но его любовь или страсть олицетворяет собою соединение мужчины и женщины, стремление стать независимой самозамкнутой единицей, содержащей все, что ей нужно, в самой себе. Ведь что такое человеческая зависимость? Когда ты сам не самодостаточен, не содержишь внутри себя все, что тебе нужно, и нуждаешься в том, что есть у другого, у третьего, у пятого, у десятого. А андрогин - идеальный образ некоторой самодостаточности, когда все, что нужно, - в тебе самом..."
Мераб Мамардашвили
"Лекция о Прусте"
что-то в этом есть. проецируя это понятие на себя, примерно так и получается. я была всегда в какой-то степени и стала более очищена от поведенческих черт, присущих женскому полу. мне не гармонично в целом, но гармонично одной. и с другой стороны, сравнивая с другими, наоборот как-то больше гармонии чувствую. цельности что ли. плохо ли быть таким самодостаточным человеком? или эт иллюзия и, потеряй я Настю, на самом деле потеряю эту самодостаточность?
всё-таки 20 лет одиночества говорят о чём-то.
мне просто кажется, что очень многие люди чувствуют именно духовную потребность в другом человеке. причем отчаянно как-то. не думаю, что эти охоты за мужьями имеют чисто практическое значение)
..в общем, безумно интересно понятие "андрогинности"